Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста

VI ЕПАРХИАЛЬНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

«Великая победа: наследие и наследники»

Тема выступления:

« Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Подготовила:
воспитатель Арзамазова Г.П.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоко нравственных детей.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранить и приумножить богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговоре детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы воспитать в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. В детском саду реализовался информационно – познавательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». Продолжительность проекта: с октября 2018г по май месяц 2019г. Участники проекта: воспитатели – дети – родители. В результате, дети познакомились с профессиями родителей: медсестра, учитель, полицейский, сотрудник ДПС, командир воздушного судна, врач, повар, пекарь, парикмахер, пожарный и др. Родители не только рассказывали о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно, но и показали. При ознакомлении детей с трудом взрослых было важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому – то человеку, но и всей стране.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она проявляется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, наблюдение за природными явлениями. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на особенность природы Крайнего севера. В детском саду реализовываются различные проекты, участниками являются педагоги – родители – дети и разные по сроки: «Природа Туруханска и его окрестностей», «Солнце – источник жизни на земле», «Собака – друг и помощник человека». Тематические мероприятия «Дент Земли», «День птиц».

Яркие впечатления о родной природе полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Особо выделены следующие задачи патриотического воспитания:

Расширение представлений детей о Российской Армии. Воспитание уважения к защитникам отечества. Рассказывание о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Рассматривание с детьми картины, репродукции, альбомы, чтение произведений художественной литературы с военной тематикой, о подвигах, благодаря которым мы сейчас живем.

В группах детского сада организованы патриотические уголки с Государственной Символикой, картой Российской Федерации, Красноярского края, иллюстрациями Туруханска, наполнены книгами художественной литературы на военную тематику, дидактическими играми.

Много любимых книг у наших детей это: «День Победы», «Мы военные» С.Михалкова. «Первый ночной таран», «Дом» С.Алексеева. «Мешок овсянки», «Землянка», «Наша Армия родная» А.Митяева. «Победой кончилась война» Т.Трутневой. «Памятник солдату», «Твои защитники» Л.Кассиля другие. Эти произведения, как маленькая энциклопедия о Советской Армии, которая в доступной форме знакомит детей с различного рода войсками. Это с одной стороны, а с другой – формирует нравственную личность, внушает интерес к событиям, происходящих в стране, расширяет познавательные возможности детей. Ведь не случайно в часы свободного творчества тематика книг авторов пишущих на военную тему, отражается в детских рисунках, аппликациях, лепке.

Четвертый год мы работаем с библиотекой по совместному проекту «Книга источник знаний» (дети старшей и подготовительной групп, с октября по май месяц) где ежегодно ко Дню защитника Отечества проводятся беседы на тему «Воинские профессии», дети читают стихи, смотрят фильм «Современная военная техника». Накануне Дня Победы проходит акция «Читаем детям о войне». В патриотическом воспитании велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Книги, прочитанные в детстве, остаются в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияют на дальнейшее развитие человека. Верится, что и наша совместная работа даст свои положительные всходы.

Большое значение имеют проводимые праздники и мероприятия в детском саду совместно с родителями и для родителей например такие как День Матери.

День Защитника отечества проводится физкультурно – музыкальный праздник и конкурс чтецов «Стихи об Армии» выставка рисунков «Есть такая профессия – Родину защищать». В день Победы – 9 мая выставка рисунков «Война», «Мы склонились низко – низко у подножья обелиска». «Мы твой подвиг никогда не забудем солдат». Беседы на тему «От богатырей до наших дней» дают детям представление о том, что на Руси всегда были в почете воины – защитники.

События прошлого века уходят все дальше в историю, и услышать о Великой Отечественной войне из первых уст сейчас почти невозможно. Подвиги прошлого живут благодаря воспоминаниям. Накануне праздника Победы мы проводим с детьми беседы о том, как сражались их прадеды, отстаивая независимость Родины. Беседы увлекают детей. Так в одной из них ребята сказали, что у них прадедушки тоже воевали. Воспитатели обратились к родителям, рассказать и принести фотографии участников войны. Так был организован «Бессмертный полк». И на празднике День Победы, надо было видеть, как осторожно несли дети, эти священные фотографии. Ежегодно по окончании праздника в детском саду, мы с детьми возлагаем цветы к Мемориалу Победы. Проводится минута молчания. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники, мемориалы.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и очень сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Проведение в детском саду тематических бесед, праздников, мероприятий является важной составляющей патриотического воспитания, формированию любви к Отечеству, которая помогает ощутить корни своего (рода). Именно поэтому, чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле, тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее, будущее своей страны, своей семьи.

Знания сами собой являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца»!

Посмотреть: Воспитание-патриотических-чувств-у-детей-дошкольного-возраста-Воспитатель-Арзамазова-Г.П.-

Комментирование запрещено