Растет в вашей семье дошкольник. И каждый день вы удивляетесь, радуетесь, а порой и огорчаетесь тому новому, что появляется в его вопросах, суждениях, поступках. Они свидетельствуют о бурном развитии у ребенка познавательных интересов, навыков и привычек поведения, отношений со сверстниками, взрослыми.
От вас, родителей зависит, будут ли день ото дня становиться устойчивее и разностороннее его интересы, будут ли формироваться стремление к знаниям, настойчивость, умение преодолевать трудности и добиваться результата. Характер отношений ребенка к членам семьи, сверстникам, окружающим людям тоже складывается в семье.
Как и все дети дошкольного возраста, ваш ребенок активен, жизнерадостен, любопытен. С утра до вечера он играет, слушает сказки, смотрит телевизор, рассматривает то, что попало в его поле зрения: букашек, или морозные узоры на стекле, цветы или тающие снежинки, впитывает в себя знания об окружающем мире. И все, что заинтересовало, стало предметом наблюдения, отражается затем в его деятельность: игре, рисунке, общении с окружающим.
Наблюдая за малышами в детском саду в часы, отведенные для самостоятельных игр, нетрудно заметить различия в поведении детей. Один ребенок постоянно активен и деятелен: то он что-то строит из кубиков, то вместе со сверстниками «плывет на пароходе». В другие дни он сосредоточенно рассматривает картинки или рисует, или играет с друзьями в настольные игры.
Конечно, трехлетние дети малы, не все могут найти себе занятие, не могут долго сосредоточенно играть, этим они мешают детям, отрицательно влияют на поведение других сверстников.
В чем причина такого поведения? Естественно, ее надо искать во «вчерашнем» дне ребенка и, в частности, в том, как протекали его игры и занятия дома (умеет ли он действовать с игрушками, долго играть, занимались ли родители, старшие сестры и братья расширением его знаний, представлений).
Постоянная занятость делает жизнь ребенка разнообразной, наполненной полезной информацией. Так, рассматривая иллюстрации из прочитанных взрослыми книг, ребенок лучше представляет образы героев, те ситуации, в которых они действовали. А в творческих играх ребенок перевоплощается в любимого героя. В играх ребенок живет «взрослой» жизнью, испытывая эмоциональный подъем, радуется и печалится, тревожится, испытывает целую гамму чувств.. Но вся эта разнообразная деятельность не формируется сама по себе. Ее нужно руководить, питать дошкольника впечатлениями, учит действовать в воображаемых ситуациях.
Ни один малыш не вырос без любимой куклы, мишки, зайки. Наблюдая за ним, вы видите, как заботливо относится к любимой кукле, подражая вам.
Надо всемерно поддерживать, развивать чувство доброты и отзывчивости, пробудившиеся в малыше.
В игре с куклой растет маленькая хозяйка: она наводит порядок в кукольной квартире, накрывает на стол, переставляет по своему вкусу мебель. Здесь проявляется стремление к уюту, порядку. Поэтому необходимо организовать ребенку кукольный уголок. Поддерживая игру, вы развиваете в дочке стремление к красоте, уюту и порядку в доме. Однако не перегружайте уголок обилием игрушек. Время от времени, присмотревшись к играм ребенка, убедившись в том, что он не пользуется какими-либо игрушками, незаметно уберите их. А когда через некоторое время вы дадите их малышу, он будет радоваться им как новым.
Дети любят играть с кубиками, мозаикой, лото. Много рисуют, лепят, собирают пазлы, выкладывают узоры из мозаики. Все эти занятия, позволяющие в интересной форме воспитывать в ребенке сосредоточенность, старательность, художественный вкус, чувство меры. Рассмотрите вместе с малышом его работы: что нового появилось в его рисунках, что можно дорисовать на листе, чтобы заполнить его. Сохраняйте детские работы. Эпизодически сравнивайте их, отмечая развитие замыслов, технических умений, делайте выставки лучших работ. Покажите свою заинтересованность в занятиях малыша. Это будет стимулом для новых дел.
Внимание ребенка в начатой деятельности зачастую неустойчиво. Он нередко переключается от одного занятия к другому, не достигнув цели. И здесь ему надо помочь, не дать остыть растущему интересу, а, опираясь на него, помогать сыну или дочери полнее воплощать свои замыслы, добиваясь намеченного результата.
Устойчивость внимания нередко зависит и от того, насколько удобно расположился ребенок для занятия. Понаблюдайте за ним: сумел ли он приготовить «рабочее место», все ли у него под рукой? Есть ли у него постоянное место хранения всех принадлежностей? Научите ребенка поддерживать постоянный порядок на столе, приучайте к культуре труда, чтобы в процессе любого дела, ему не приходилось отвлекаться. Ведь иногда бывает так: начал рисовать – нужный карандаш затерялся, бумаги нет на месте. Пока искал, желание рисовать пропало.
Время от времени полезно беседовать с ребенком о том, как он провел день: что нового узнал, чему научился, в какие игры играл, с кем из детей подружился, как помогал бабушки. Беседуя, папа хвалит сына или дочку, советует как поступить, разъясняет причину ссоры, рассказывает, что надо сделать чтобы помириться.. Ребенок учится оценивать свои поступки, его замыслы получают поддержку. И завтрашний день предстанет перед ним интересным, заполненным новыми и разнообразными занятиями.
Не забывайте и игры-забавы; куклы бибабо на руке у папы исполняют веселый танец, играют с малышом в прятки, читают потешки, стихи. Это создает хорошее настроение, и ваш ребенок быстрее запоминает содержание.
Дошкольник имеет и свои обязанности. Они также заполняют его день. Конечно эти обязанности, должны быть посильны для ребенка, важно, чтобы он выполнял их с желанием. А для этого помогут разъяснения взрослого о важности и необходимости этих малозаметных дел. Здесь уместны не замечания, не сердитые окрики, а дружеский совет, мягкое укоризненное слово. Положительно действует и игровой прием.
«Что зайка от тебя отвернулся? – спрашивает мама дочку, незаметно для нее посадив в такую позу ее любимого зайца. Леночка долго игрушки собирает и потому не может с тобой играть? Ну, зайка не огорчайся, она быстро справится сейчас со своим делом»
Ребенок понимает условность ситуации. Ласковый взгляд матери, ее уверенность в том, что дочь обязательно закончит уборку, побуждает ее к нужному действию.
Хорошо если ребенок начинает помогать взрослым в хозяйственных делах: убрать посуду со стола в раковину, помыть картошку…. Все это затем входит в привычку и выполняется легко, без напряжения. Растет маленький помощник! Ребенок ощущает себя равноправным членом семьи, выполняет дела, направленные на нужды всей семьи.
День ото дня ваш ребенок взрослеет, устойчивее становятся игры, появляются новые интересы, занятия. Ребенок часто просит почитать ту или иную книгу. Идите навстречу этому желанию. Пусть любовь к нему растет с каждым днем. Не оставляйте без внимания его бесконечные вопросы «почему?», «зачем?», «а что дальше?», «как и откуда?». Задавайте и вы ему вопросы: «Какой герой сказки тебе понравился? Кто у тебя друг? Как вы с ним играете? Какая у тебя любимая игрушка?»
Учите ребенка читать стихи. Обратите внимание на выразительность речи, покажите мимикой, жестами, голосом те чувства, которые вы испытываете при чтении стихотворения. Не забудьте юмористических произведений.
Они повышают эмоциональный тонус, учат понимать шутку. Описанные с иронией недостатки персонажи (грубость, жадность, нечестность) предстают в непривлекательном виде, побуждают противостоять им.
Незаметно пролетит время, ваши дети подрастут и пойдут в школу. Помните, что подготовка ребенка к школе начинается с его рождения и все то, что наши дети получат в дошкольном возрасте, сослужит ребенку добрую службу и в школьной жизни.
Смотреть: Конкурс МИСС И МИСТЕР д.с. Северок
Консультацию подготовила: воспитатель 1-ой младшей группы Юникова Е.А.
Консультация для родителей
«Кризис 3-х лет».
В последнее время мы всё чаще говорим о кризисе трёх лет, хотя некоторым детям в нашей группе нет ещё и двух. Ежедневно в разных ситуациях (игровая деятельность, общение и взаимоотношение со сверстниками, педагогами и родителями, самостоятельная деятельность, режимные моменты) я сталкиваюсь с теми проявлениями, которые характеризуют кризис трёх лет. Возникает вопрос: «Неужели так рано начался кризис?».
Я как педагог, считаю, что необходимо уже на данном этапе проводить просветительскую работу среди родителей по данному вопросу и обеспечить родителей той информацией, которая позволит им благополучно, вместе со своим ребёнком, прожить этот сложный, но очень важный в развитии ребёнка период.
В течение первых трёх лет жизни ребёнок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К трём годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, своё индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определённое отношение к себе.
Возраст трёх лет характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребёнок проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своём, проявляют не меньшее упрямство.
«Кризис 3-х лет» – определение условное, т.к. временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, у других – в 3 с половиной года. Протекание кризиса не зависит от пола ребёнка.
Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребёнок перестаёт беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить своё «Я» и формирование своих собственных желаний – тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать своё мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребёнка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.
Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие «кризисные» симптомы. Для ребёнка становится важна его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребёнок начинает претендовать на равноправие со взрослым. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника часто толкает детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.
Сам по себе кризис трёх лет является естественным явлением, но то, насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых. Возможны два варианта:
- Если взрослый в целом позитивно оценивает личность ребёнка, тактично и аргументировано указывает на недостатки и промахи, умеет поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребёнок достаточно быстро овладеет своим новым «я», будет идти по пути дальнейшего развития своих возможностей и способностей; научится гордиться собой и своими успехами.
- Если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, упорно старается сломить сопротивление ребёнка, то, скорее всего, у ребёнка разовьется желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего.
При чрезмерном ограничении самостоятельности ребёнка, пренебрежении к его достижениям капризность, гневливость, раздражительность, бессмысленное противостояние взрослым усиливаются и закрепляются, приобретая характер истерик.
Чрезмерно возбудимые дети в этот сложный период могут давать пугающую родителей картину эмоциональной бури с громким плачем, падениями на пол, а иногда и «закатываниями» вплоть до остановки дыхания. Эти дети нуждаются в консультации психоневролога.
Успешно преодолев кризис трёх лет, ребёнок становится относительно независимым от окружающей его среды. Он осознаёт себя как отдельную личность, достаточно ловко и независимо передвигается, может обслужить свои потребности. Он начинает овладевать собой и своим поведением – может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и что плохо. Он постоянно и интенсивно учится, играет, придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми. Чем интересней и активней живет ребёнок в дошкольные годы, тем больше пользы принесёт этот период для его развития.
Литература:
- Дробинская А.О. Правильно ли развивается ваш ребёнок и надо ли обращаться за помощью: Книга для тех, кому это интересно. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2 Психология образования. -3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
- Образцова Л.Н. Бить или не бить?: маленькие подсказки для родителей /М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.